Евгения Кленышева: Искусство — это про наше состояние и эмоции

imgonline-com-ua-Compressed-xiAMG9TvLu.jpg

Куратор арт-проектов Евгения Кленышева окунет нас в мир современного искусства. О первых впечатлениях об искусстве Лондона, инвестициях и коллекционировании читайте далее.

          - Евгения, где вы получали образование, связанное с современным искусством?

          Я защитила диплом в Лондонском Университете Искусств и обучалась в летней школе Королевского Колледжа Искусств на курсе “Теории и практики кураторства современного искусства”, училась в бизнес-школе в Москве на программе «Арт-менеджмент и галерейный бизнес». В Англию я приехала именно из-за образования, это было интенсивное погружение в британскую систему. Здесь совершенно другой подход в творческих университетах — студентов учат интегрировать новое в уже существующее и наоборот, не бывает правильного и неправильного, но каждый шаг должен быть обоснован с точки зрения воплощения идеи. Я училась на курсе дизайна пространства, где все преподаватели были архитекторами. Мы изучали историю современной архитектуры, историю искусства 20 века, лучшие практики музейных и выставочных проектов мира. Нас, как и художников на параллельных курсах, учили проводить исследование для любого аспекта проекта, мы много “работали руками”: скетчи, бумажные модели, физические модели с использованием 3D-принтеров. В рамках каждого проекта нас учили погружаться в историю пространства, с которым предстоит работать, проникнуться его “духом” - genius loci. В современном искусстве происходит так же, художник проводит глубокое исследование темы, чтобы передать свою идею, эмоции, а мы - зрители - чувствуем создателя картины или скульптуры через его произведение. Такой подход помогает расширить видение мира и творчества.

          Расскажите о своих впечатлениях об искусстве Лондона.

Первый год в Лондоне я прожила в самом центре. Это было удивительно - я просто шла по улицам и считала места, связанные с искусством. На каждой улице таких было по 5-6: музеи, галереи, художественные студии, различные арт-пространства, объединяющие художников, которые выставляют свои работы, продают их, проводят дискуссии, мастер-классы. За этим очень интересно наблюдать. Традиционно в Лондоне осенью происходит “бум” мероприятий, связанных с искусством: Неделя Моды, Неделя Дизайна, самая крупная ярмарка искусства Frieze, аукционы, открытые студии. Самое удивительное, что так не только в Лондоне. Вы можете приехать в самую дальнюю и крошечную деревню Великобритании и найти там то, что будет связано с искусством. Искусство — неотъемлемая часть жизни британцев.

- Как вы считаете, с чем это связано? Отличаются ли британцы от остальных европейцев?

Мне кажется, что Британия, Скандинавия и северная Европа очень близки по духу. Я считаю, что это такой культурный код и европейцы не сильно в этом плане отличаются от Британии, а вот жители стран СНГ - совершенно другие. И тут причины достаточно понятны. У нас очень тяжелая история, тяжелое прошлое, все это передается по наследству: бесконечные потери, войны, раскулачивание. Нас всегда держали в рамках, потому наше искусство и отношения с ним так сильно отличаются от европейского. В Великобритании у каждого в доме есть своя маленькая, а иногда и большая, коллекция. Тут принято покупать искусство. Как-то я общалась с одной английской парой и они рассказали, что их коллекция состоит из трехсот предметов искусства. Я была поражена. Здесь искусство объединяет людей, это популярная тема для small talk.

- Вы специализируетесь на галерейном бизнесе и арт-менеджменте. Как не ошибиться в выборе произведения искусства, если мы рассматриваем его со стороны инвестиций?

Я изучала искусство в том числе, как арт-бизнес, поэтому знаю, что законы рынка тут тоже работают. Самые рискованные вложения, в случае своего “выстреливания”, могут стать самыми эффективными с точки зрения возврата инвестиций и многократно приумножить капитал. И самую большую прибыль вам могут принести работы молодых художников. Но это всегда риски. На курсе по стратегиям коллекционирования в блоке по инвестициям наш преподаватель из Sotheby’s Institute приводил высказывание Чарльза Саатчи : “Если у вас есть последняя тысяча долларов и вы инвестируете ее в искусство — вы делаете глупость”. Почему? Инвестиции в искусство — это очень рисковая вещь априори. Но это лучшая инвестиция в ваши эмоции.

- С чего же тогда начинать инвестировать в искусстве?

Самая безопасная инвестиция — покупка произведений старых мастеров или современных художников, уже заработавших себе имя. Но тут есть свое большое "но" - очень высокий порог входа. Кроме того, у вас должна быть репутация коллекционера, просто так вам Веласкеса, Дега или Джеффа Кунса никто не продаст. Поэтому начинайте с молодых художников и небольших сумм.

Еще один важный принцип - использовать искусство как альтернативную инвестицию. То есть в случае, если у вас стабильное финансовое положение и вы уже инвестируете в более надежные, ликвидные и быстрооборачиваемые инструменты: акции, фонды, недвижимость и так далее. Если вы все-таки решились на инвестирование в искусство, дам вам совет, который всегда давали мне — ничего не ждите от своих коллекций, покупайте только то, что вам нравится. Даже если эта вещь не вырастет в цене, она будет приносить вам радость. Ведь искусство, в первую очередь, это про наше состояние и эмоции.

- Как вы понимаете, что тот или иной художник через некоторое время будет на пике популярности, и его работы вырастут в цене?

Реалии мира в наше время таковы, что вырастают в цене только профессиональные художники. Это люди, у которых есть высшее образование в топовых международных университетах. Очень редко бывают исключения.

- А почему в цене вырастают только профессиональные художники?

На стоимость работы, в перспективе, влияет критика и карьера художника: выставлялся ли он в галереях, музеях, получал ли награды. Плюс, на уровне "магистр" (идет после бакалавра) художника учат выходить за рамки техники, применять инновации. Если посмотреть на историю искусства, мы увидим, что в неё вошли художники, которые привнесли что-то новое в творческие направления. И такие работы больше всего ценятся. И, конечно же, важно мастерство художника. Многие считают, что современное искусство некачественное, простое. Это не так. Техника исполнения, глубина, исследовательская работа, философия, идея - все это очень важно, именно этому и учат профессиональных художников.

- Какие навыки должны быть у хорошего коллекционера?

В первую очередь, необходимо тренировать насмотренность и критическое мышление. Чем больше мы видим — тем лучше мы понимаем, что конкретно нам, как коллекционерам, нравится и почему. У вас должны быть свои цели и ценности. Часто новички приходят на арт-ярмарку, неподготовленными и совершают хаотичную покупку, что чревато разочарованием. Нужно формировать свой вкус, понимание и глубину восприятия. В Лондоне у меня есть проект, в котором я помогаю этому научиться. Мы маленькой группой посещаем выставки и арт-пространства и взаимодействуем с современным искусством по методу, сложившемуся на основе лучших практик из моего обучения. Он позволяет глубокого соприкасаться с искусством и понимать его ценность для себя лично. Совсем недавно я запустила онлайн клуб начинающих коллекционеров.

- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?            

Открывайте для себя мир искусства, исследуйте его, привносите как можно больше искусства в свою жизнь и наслаждайтесь им!

https://instagram.com/jenny_klenn