Автор:
Киселева Елена Николаевна, психолог, кандидат психологических наук
Иллюстрация: художник Екатерина Белявская
Жизнь Алины была похожа на запущенный сад: заросший сорняками, запыленный, безжизненный. Она чувствовала себя запертой в клетке собственных страхов, словно застывшее зерно, которое не могло прорасти. Ей было 38, и уже казалось, что время возможностей ушло, оставив после себя только горький привкус несбывшихся надежд. Для подруг и коллег Алина всегда была успешной женщиной при богатом муже, но теперь она потеряла все, отношения развалились, а ее собственная самооценка была похожа на хрупкую вазу, которую она сама же разбила вдребезги. Никто этого не видел, потому что для всех Алина продолжала играть роль “успешной женщины”, но каждый день был похож на шаг по острым осколкам, вызывающий мучительную боль. Ей казалось, что она застряла в болоте, вязком и липком, не способном дать ей силы и возможность выбраться. В её жизни было полно несбывшихся желаний, заброшенных мечтаний и тусклых, серых будней. В своем прошлом Алина тоже не могла найти ничего хорошего: после развода с отцом мама так сильно спешила замуж, что выскочила за пьющего Дона Жуана. Дон Жуан открыто захаживал к соседкам и вскоре пропил все имущество семьи…
Однажды Алина нашла в себе силы выйти в свет и совершенно случайно она попала на мастер-класс по метафорическим картам. Она пришла туда с мыслью, что это просто очередная попытка найти выход из затянувшейся депрессии, но даже не подозревала, что эта встреча станет переломной точкой. В этот день, когда перед ней была разложена красивая колода карт, которые переливались яркими цветами и обещали новые миры. И тут… ее взгляд привлекла одна карта. «Кикимора».
Описание карты «Кикимора».
Кикимора - символ ребенка, брошенного матерью. Если обратиться к фольклору, то мы увидим, что слово «кикимора» происходит от слова «кикать», что означало резкий птичий крик, похожий на человеческий плач. Вторая часть слова «мора» означает наваждение, морок. Кикимора – это боль, травма, тоска по любви, скрытые за грозной маской. Это отражение внутреннего ребенка, который, оставшись без материнской любви и заботы, вынужден был научиться выживать самостоятельно.
На Алину внезапно обрушились воспоминания: «Жили бедно, порой не было даже на масло, ели сухой хлеб, запивая водой. Мама экономила на всем. Я не смела попросить даже прокладки!» А дальше, постоянные пьяные разборки мамы и отчима, унижения и гнетущее чувство безысходности. «Мама вышла замуж за алкоголика и тирана и растила меня как траву. Кормила, одевала и все. Я плакала, страдала от одиночества, от скандалов, от жалости и чувства ненужности никому». Черная дыра внутри становилась все больше и больше, пока в один день подросшая девушка не приняла решение: так жить она не будет! Она станет самой успешной и самой лучшей - той самой, той, которая ничего не боится, и абсолютно свободна. И она надевает маску, вживаясь в новую роль, роль успешной женщины, которой все удается. Первое правило успешной женщины - найди богатого мужа! И Алина сразу после школы быстро находит «хорошую партию из обеспеченной семьи» и выходит замуж. В браке ее ждали измены и пренебрежение мужа, которое он компенсировал дорогими подарками. Алина периодически закатывала истерики из-за усталости, пустоты, отсутствия внимания, но продолжала жить с мужем ради детей и целой коллекции красивых сумочек и туфель, которые она считала своей инвестицией. А еще, Алина не могла развестись с мужем, потому что тогда все перестали бы считать ее успешной…
Алина рассматривала карту “Кикмора” со смешанным чувством раздражения и отвращения и вдруг карта помогла открыть Алине глаза: «То что я показывала всем вокруг - что я успешная, богатая, любимая - это обман, я это всего лишь маска, под ней я настоящая - как раз вот эта Кикимора - как брошенный ребенок, жаждущий настоящей любви…»
Комментарий психолога: В этой истории волшебным лекарством для Алины стала работа с субличностями. Субличности - внутренние роли, которые человек использует как маски, они появляются в стрессовых и травматичных ситуациях. Иногда такая маска прирастает настолько прочно, что снять ее можно только вместе с кожей. И человек выбирает оставаться в плену одной субличности, как случилось в случае с Алиной.
Зачастую психотравмы наносят нам самые близкие люди - наши родители. Не секрет, что поведение родителей оказывает глубокое влияние на формирование личности ребенка, особенно в раннем детстве. Холодная, эмоционально отстраненная мать не может обеспечить ту необходимую поддержку, которая нужна для здорового эмоционального развития. Это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя нелюбимым, покинутым, напуганным и растерянным.
Мать-жертва, подпитываемая собственными травмами прошлого, часто пытается вызвать сочувствие у ребенка, манипулируя его чувствами. Ребенок, оказавшись в такой ситуации, может начать «спасать» мать, подстраиваться под ее эмоциональные потребности, стараясь стать таким, каким его хотят видеть. Это приводит к нарушению взаимоотношений, так как ребенок постоянно борется с чувством вины за то, что не может «помочь» своей маме, теряет свою собственную идентичность, пытаясь удержать хрупкое равновесие в семье. Такой тип поведения впоследствии закрепляется в психике ребенка, что мешает ему в дальнейшем строить здоровые и гармоничные отношения с другими людьми за пределами семьи.
В данной кейсе мы видим, что внутри Алины живут три субличности:
- «Успешная женщина», которая помогла Алисе выйти из адского круга родительской семьи и выйти замуж за богатого мужа,
- «Кикимора», олицетворяющую насилие и холодное детство, которая пытается своими костлявыми руками вырвать хоть каплю любви у окружения, манипулируя, обличая и угрожая,
- «Внутренний ребенок» - маленькая девочка, которая очень хочет любви и одновременно боится от нее умереть. Ведь, если ее снова предадут, как в детстве, отвергающая мама, у нее не будет сил пережить это снова.
Мы все - целая вселенная внутри, населенная различными субличностями. Каждая из них - это часть нас, выросшая из разных жизненных опытов, ранних травм, страхов и желаний. Они могут быть яркими и контрастными, смешными и трагическими, добрыми и злыми. Но все они - это мы. Порой эти субличности, словно планеты в хаотичной системе, вращаются вокруг своей оси, не подчиняясь единому закону. Они дергают нас в разные стороны, порождая внутренний хаос и разрывая нас изнутри. Одна из них, забитая и скованная страхом, шепчет «нет», когда мы стоим на пороге чего-то нового. Другая, внутренний ребенок, требует внимания и заботы, но не получает ее. А третья, амбициозная и целеустремленная, толкает нас к бесконечным свершениям, не оставляя времени на отдых. Порой мы, как и Алина стоим перед выбором: позволить субличностям управлять нашей жизнью или взять ее под контроль? В этом нам может помочь осознание. Когда мы начинаем понимать свои субличности, их мотивы и желания, мы прекращаем быть ими заложниками. Мы учимся вступать в диалог с каждой из них, признавать их и уважать их роль в нашей жизни. Осознание - это первый шаг к формированию единого «я», к созданию внутренней опоры, которая не позволит нам разлететься на куски. Эта опора - это цельность, гармония и внутренняя сила.
Один из инструментов, который может нам в этом помочь - работа с внутренним ребенком. Когда мы встречаемся с этой частью себя, успокаиваем ее, даем ей любовь и заботу, мы закладываем фундамент для внутренней гармонии. Помните, что все субличности - это часть нас. И только в сотрудничестве с ними мы можем стать целостными и счастливыми.
... И в тот момент, когда Алина посмотрела на карту Кикиморы, её взгляд скользнул по грозному лицу, по хитрому блеску глаз, по когтистой руке. Она увидела не злобу, а силу, не страх, а свободу. В Кикиморе она узнала себя, свою собственную внутреннюю силу, которая всегда была с ней, но была спрятана за стеной страхов и комплексов.
В ней проснулось понимание: Кикимора – это не враг, а часть её самой, та часть, которая борется за выживание, которая не боится быть собой, которая живет в согласии со своей дикой природой. Она позволила Кикиморе войти в свою жизнь, не отвергая, а принимая ее. Она дала ей место, дала ей голос. И в этот момент в ней наступило прояснение. Она почувствовала себя цельной, наполненной энергией и любовью к себе.
Внутренние противоречия ушли, словно туман рассеялся под лучами солнца. Она была счастлива, она была свободна. И, самое главное, она была готова делиться своей любовью с миром. Через полгода Алина снова вышла замуж. Она рискнула начать новую жизнь, уже не боясь боли, не боясь разочарования. Она знала, что теперь она не просто женщина, а целая вселенная, в которой гармонично сосуществуют сила и нежность, страсть и мудрость, Кикимора и Алина, - две стороны одной души, соединенные любовью к себе и к миру. Это было ее время возможностей, время, когда она могла построить свою жизнь по своим правилам, открыть свой сердце для любви и счастья, осуществить свои мечты и познакомиться с самой собой.