Украшения из стекла прочно вошли в моду. А если в составе есть драгоценные камни и всем своим видом они напоминают уникальную галактику, то это гораздо больше, чем просто украшения. Это внутренний мир человека, который раскрывается в украшении. Об этом – в интервью с Лилией, создателем уникальных украшений из стекла в технике лэмпворк.
– Лилия, расскажите о том, с чего началась ваша любовь к стеклу и как она превратилась в профессию.
Это началось 3 года назад, когда я случайно в свой день рождения оказалась в Санкт-Петербурге на небольшой ярмарке. Там пожилой мужчина показал мне, как сделать крошечную бусинку на маленькой горелке. Первое касание… С этого все и началось. Я загорелась желанием научиться делать что-то подобное. Искала школы, а потом решила заниматься именно созданием галактик, найдя картинки в интернете.
Есть японские и корейские мастера, у которых прямо культ галактик. В узких кругах ценителей он известен. И мне очень захотелось создавать такую красоту, несмотря на то, что это очень сложная работа, требующая высокой концентрации, усидчивости. Буквально секунды достаточно для того, чтобы либо получить шедевр, либо ничего.
– Некая «русская рулетка».
Если вынести изделие из огня на 20-30 секунд и поместить его обратно в огонь, то оно рассыпается, как фейерверк. Горячее стекло резко расширяется при попадании в огонь и брызги летят во все стороны. Поэтому очень много ожогов у новичков, а техника безопасности первостепенна. Закрывается полностью все тело, потому что если попадет кусочек огненного стекла, то он мгновенно пригорает к коже.
– Сложно ли было найти учителей?
В Москве есть несколько школ по стеклу, потому проблем не возникло. Мне кажется, если задаться целью, то можно выучиться любой технике.
– Когда вы работаете над созданием галактики, то изначально знаете точный результат, или это творческий процесс?
Результат абсолютно непредсказуем. Более того, повторить уже сделанную работу просто невозможно. Когда мы создаем галактики, то в ход идет стекло с драгоценными металлами – это золото, серебро, палладий и т.д. Мастера могут только предполагать результат, потому что каждая фирма- производитель держит в секрете рецепт этих стекол. От того, насколько быстро их нагреют, остудят, насколько быстро галактика будет перемещена после того, как была сделана, и даже от внешних факторов (давления за окном, холода или тепла в помещении) может зависеть конечный результат. Опытный мастер может примерно прогнозировать, что у него получится, но иногда получается эффект «Вау, как бы это повторить?». А это просто была совокупность факторов, например, таких, как атмосферное давление и влажность. И поскольку это сложнопрогнозируемый процесс, то каждое изделие получается абсолютно индивидуальным.
– Сколько времени уходит на создание галактики?
Работа только в огне длится от 30 минут до 1,5 часов. После этого изделие тут же перемещают в муфельную печь, чтобы снять стресс со стекла. По сути, это как закалка стекла, потому что ту же галактику можно уронить с высоты до 2 метров и с ней ничего не случится (если это не бетон или кафель). Это не очень хрупкое стекло.
– Каким образом крепится галактика?
С помощью специального клея. Я проводила тестирование клеев, и в итоге остановилась на ювелирном. Поэтому мои изделия выдерживали купание в море, сауну, 40-градусную жару и т.д. Тем не менее, я рекомендую относиться к ним более бережно и оберегать от резких перепадов температуры. Это просто был эксперимент, чтобы убедиться в надежности собственной работы.
– То есть, галактика идет с драгоценными металлами.
Да, в том числе. Туда же я добавляю феониты – камни, которые выдерживают высокую температуру и дружат со стеклом. Что-то другое поселить в стекло очень проблематично, потому что через время эти материалы могут просто разорвать изделие изнутри. Подходят только те камни, которые способны выдерживать высокую температуру и имеют такую же степень расширения, как стекло.
– Правда ли, что со стеклом могут работать только счастливые люди?
Думаю, да. Потому что, если человек сядет за горелку в плохом настроении, то даже при поднесении стеклянной палочки к огню, она разбивается вдребезги. То есть, если ты в плохом настроении, то за горелку лучше не садиться. Такое ощущение, что все передается через руки, и ничего хорошего уже не получится.
– Бывает ли дефект в виде, например, пузырьков воздуха? Можно ли этого избежать?
Пузырьки воздуха в какой-то степени являются частью техники, хотя любой мастер старается их избежать. Но если они остаются в небольшом количестве, то это в целом является нормой. Это тоже результат, который играет какую-то свою роль в изделии. В любом случае, они не влияют на прочность. Дефектом является трещина, которая выглядит, как чешуйки продольные или поперечные, и их видно сразу после закалки. Если изделие вынули из печи и обнаружили трещину, то это сразу отправляется в утиль. А если, например, у новичка в изделии очень много пузырьков, то оно проживет тысячелетие, потому что стекло не выгорает, не боится влаги, перепадов температур и т.д.
– Создаете ли вы изделия на заказ, или люди покупают готовые украшения?
С одной стороны, мне интересно пробовать новое. И я могу создавать многое, не только галактики. Но конкретно с галактиками вопрос с заказами не стоит только по причине того, что очень непредсказуемый результат. Спрогнозировать и дать человеку именно то, что он хочет, очень сложно. Конечную форму украшения (не кулон, а подвеска и пр.) видоизменить можно, но заказы конкретно на галактики я не беру.
– Какие планы на этот год?
Пока все идет на вдохновении. Стараюсь расширяться. Недавно прошла мастер-класс в новой технике, и планирую ввести новые формы в украшения.
– Лилия, что вы могли бы пожелать нашим читательницам?
Слушать себя, свое сердце и не бояться открывать внутренний мир. Через эти галактики я хотела показать как раз богатство внутреннего мира. Потому что в малом может быть скрыто гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И для многих девушек, женщин – это раскрытие себя.
https://www.instagram.com/drakonia_lily/
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.